Обр. прогр МБУ СПК ВИТЯЗЬ 2020 - 2025

ПРИНЯТА
Протокол Педагогического совета
от 15.09.2020 г. № 01

УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора МКУ СПК «ВИТЯЗЬ»
от 15.09.2020 №64(а)-о/д

Образовательная программа
Муниципального казенного учреждения дополнительного образования
"Спортивно-патриотический клуб "ВИТЯЗЬ"
на 2020 – 2025 год

г. Невьянск
2020 г.

2

Содержание
Паспорт программы

3

1. Пояснительная записка

5

2. Информационная справка

6

3. Цели, задачи и направления деятельности

9

4. Особенности организации образовательного процесса

10

5. Образовательные программы, реализуемые в МКУ СПК «ВИТЯЗЬ»

14

6. Материально-техническое оснащение реализуемых программ

16

7. Учебный план

17

8. Воспитательная работа

21

9. Модель выпускника МКУ СПК «ВИТЯЗЬ»

22

10. Показатели реализации образовательной программы

23

11. Методическое обеспечение образовательного процесса

24

3

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа является нормативно-управленческим, документом,
определяющим содержание образования МКУ СПК «ВИТЯЗЬ», его уровень и
направленность на основе анализа образовательных потребностей социума, возможностей
учреждения, ресурсного обеспечения и принципов организации образовательного процесса.
Данная программа способствует организации образовательного процесса в МКУ СПК
«ВИТЯЗЬ» в соответствии с современными требованиями, целями и задачами
дополнительного образования, определяет основные направления и принципы
совершенствования образовательного процесса в МКУ СПК «ВИТЯЗЬ».
Название программы
Дата утверждения
программы
Основания для
разработки программы

Разработчики
программы
Цель программы

Образовательная программа Муниципального казенного
учреждения дополнительного образования "Спортивнопатриотический клуб "ВИТЯЗЬ"
Принята Педагогическим советом от 20.01.2021 года, протокол
№ 02. Утверждена приказом директора от 20.01.2021 № 11(а)-о/д
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки и Минпросвещения РФ от 05.08.2020 г.
№882/391 “Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ”;
- Приказ Минпросвещения РФ от 9.11.2018 г. N 196 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам” (с изм. и доп. от 30.09.2020 г.);
- Приказ Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об
утверждении особенностей организации и осуществления
образовательной, тренировочной и методической деятельности в
области физической культуры и спорта»;
- Приказ Минспорта РФ от 12.09.2013 № 730 «Об утверждении
федеральных государственных требований к минимуму
содержания, структуре, условиям реализации дополнительных
предпрофессиональных программ в области физической культуры
и спорта и к срокам обучения по этим программам»;
- Федеральные стандарты спортивной подготовки;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.36 48-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав МКУ СПК «ВИТЯЗЬ»
Шпаков А.В., директор МКУ СПК «ВИТЯЗЬ»
Мягкова М.В., заместитель директора по общим вопросам
Создание необходимых условий для повышения качества
образовательного процесса в соответствии с приоритетами
современной образовательной политики и потребностями
потребителей образовательных услуг.

4

Задачи программы

Сроки реализации
программы
Основные разделы
программы

1. Создание образовательного пространства, способствующего
самоопределению, достижению социальной компетентности, а
также спортивного развития учащихся при освоении ими
различных видов спорта.
2. Формирование позитивной мотивации учащихся к
систематическим занятиям физической культурой и спортом и
здоровому образу жизни.
3. Ориентация на потребности и интересы учащихся, их
индивидуальные личностные особенности и возможности.
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в
области обобщения и ретрансляции собственного педагогического
опыта.
5. Активизация работы с родительской общественностью.
6. Развитие материально-технической базы учреждения.
7. Организация мониторинга результатов образовательной
деятельности и образовательных потребностей детей и их
родителей (законных представителей).
1 сентября 2020 г - 31 августа 2025 г.

1. Пояснительная записка
2. Информационная справка
3. Цели, задачи и направления деятельности МКУ СПК "ВИТЯЗЬ"
4. Особенности организации образовательного процесса
5.Образовательные программы, реализуемые в МКУ СПК
«ВИТЯЗЬ»
6.Материально-техническое оснащение реализуемых программ
7. Учебный план
8.Воспитательная работа
9. Модель выпускника МКУ СПК «ВИТЯЗЬ»
10. Показатели реализации образовательной программы
11.Методическое обеспечение образовательного процесса
Исполнители основных Администрация, педагогический коллектив
мероприятий
программы
Участники программы Учащиеся, педагогические работники МКУ СПК "ВИТЯЗЬ" ,
родители, жители города и Невьянского городского округа.
Ожидаемые результаты 1. Устойчивое функционирование системы дополнительного
реализации программы образования в МКУ СПК "ВИТЯЗЬ".
2. Пакет локальных нормативных документов, регламентирующих
образовательный процесс в МКУ СПК "ВИТЯЗЬ".
3. Появление позитивных изменений в качестве дополнительного
образования, которые станут следствием внедрения новых
образовательных и вариативных программ, технологий, форм
организации учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющих
личностные и общественные потребности.
4. Устойчивое функционирование административных и
общественных структур МКУ СПК "ВИТЯЗЬ", обеспечивающих
государственно-общественный характер управления учреждением,
как механизма позитивной самореализации педагогов и учащихся.
5. Профессиональный рост педагогов.
6. Укрепление материально-технической базы.

5

1. Пояснительная записка
В педагогической науке дополнительное образование детей рассматривается как
«особо ценный тип, образования», как «зона ближайшего развития образования в России».
Развитие системы дополнительного образования Невьянского городского округа в
сфере физической культуры и спорта в настоящее время, в первую очередь, ориентировано
на необходимость сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, а также
возрождение престижности и традиций физического совершенствования среди детей и
молодежи.
О необходимости развития дополнительного образования детей в сфере физической
культуры и спорта свидетельствует социально-демографическая статистика:
- большинство детей не занимаются регулярно физической культурой и спортом,
ведут малоподвижный образ жизни;
- низкие показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи,
призывников;
- рост количества курящих, употребляющих алкоголь и наркотики детей и
подростков.
Не подлежит сомнению, что для улучшения здоровья детей Невьянского городского
округа необходимо акцентировать внимание на возрождении массового спорта и
организации пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части
здорового образа жизни.
Особая ответственность в решении указанных проблем лежит на дополнительном
образовании. Именно в детском возрасте закладываются и формируются жизненные
ценности, составная часть которых - физическое и нравственное здоровье. Физическая
культура и спорт как основа здорового образа жизни должны стать преградой для
саморазрушительных видов поведения детей, подростков и молодежи, способствовать
формированию положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения
военной службы.
Следовательно, существует потребность в развитии учреждений дополнительного
образования детей физкультурно-спортивной и военно-патриотической направленности.
Современное время несёт с собой новые веяния, меняются жизненные ценности и
нравственные установки, но есть вещи, которые значимы всегда - это здоровье, мужество,
честь и патриотизм. Во многом благодаря труду коллектива МКУ СПК «ВИТЯЗЬ» все эти
понятия являются неоспоримой истиной более чем для четырехсот ребят, занимающихся в
секциях единоборств нашего учреждения.
Физическая культура и патриотическое воспитание - это важнейшие взаимосвязанные
средства воспитания юношей и девушек, формирования новых общественных отношений,
всестороннего развития современного человека. Деятельность МКУ СПК «ВИТЯЗЬ»,
безусловно, способствует гражданскому и нравственно-патриотическому воспитанию
молодёжи Невьянского городского округа.
Образовательная программа МКУ СПК «ВИТЯЗЬ» разработана в соответствии с
современными нормативно-правовыми документами в области дополнительного
образования, физической культуры и спорта.
Также при разработке образовательной программы учтены:
- возможности образовательной среды МКУ СПК «ВИТЯЗЬ»;
- уровень квалификации и профессионализма педагогов;
- материально-техническое обеспечение учебного процесса;
- традиции, сложившиеся за годы работы Учреждения.
Образовательная программа МКУ СПК «ВИТЯЗЬ» определяет цели воспитания и
образования в системе дополнительного образования с учетом приоритетов и стратегии
государственного образования в государственной политике, помогает построить концепцию
содержания дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности,

6

наметить и структурировать проблемы, разработать направления работы Учреждения, а
также план действий и поэтапную их реализацию.
Образовательная программа регламентирует:
1. условия освоения образовательной программы;
2. диагностические
процедуры
для
объективного
поэтапного
учета
образовательных достижений учащихся;
3. организационно-педагогические
условия
реализации
программ
дополнительного образования;
4. модель выпускника Учреждения.
2. Информационная справка
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Спортивнопатриотический клуб «ВИТЯЗЬ», в дальнейшем именуемое Учреждением, является
правопреемником Муниципального казенного учреждения дополнительного образования
детей Невьянского городского округа детско-юношеского клуба физической подготовки
«ВИТЯЗЬ», созданного в соответствии с постановлением администрации Невьянского
городского округа от 03.07.2012 г. № 1741-п в целях осуществления полномочий органов
местного самоуправления в сфере дополнительного образования детей и взрослых.
Тип образовательной организации - организация дополнительного образования.
Организационно-правовая форма - муниципальное учреждение. Тип муниципального
учреждения - казенное.
Учредителем Учреждения (далее - Учредитель) и собственником её имущества (далее
- Собственник) является Невьянский городской округ.
Место нахождения Учреждения – юридический и фактический адрес: 624192,
Свердловская область, г. Невьянск, ул. Ракетная, 21.
Телефон: 8 (34356) 2 27 05.
E-mail: club-vityaz@bk.ru.
Лицензия на образовательную деятельность: серия 66 Л01
№ 0005870,
регистрационный номер 19140 от 22 ноября 2016 г. Срок действия: бессрочно.
В соответствии с лицензией учреждением реализуются следующие подвиды
дополнительного образования: дополнительное образование детей и взрослых.
Социальный заказ, реализуемый учреждением, складывается из нескольких
составляющих: федеральный компонент; региональный компонент; муниципальный
компонент. Социальный заказ федерального уровня отражен в Законе РФ «Об образовании»,
в котором основным предназначением организации дополнительного образования
определено «реализация прав граждан на получение дополнительного образования». Как
основное направление деятельности данная цель нашла свое отражение в Уставе нашего
Учреждения. Региональный компонент социального заказа регулируется на областном
уровне и предполагает исполнение положений закона Свердловской области «Об
образовании в Свердловской области» - всестороннее удовлетворение образовательных
потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или)
профессиональном совершенствовании. Муниципальный компонент предполагает проекцию
государственных и региональных требований к работе учреждения в Невьянском городском.
Это участие в реализации программ и проектов по развитию спорта, по гражданскопатриотическому воспитанию, программы летней оздоровительной кампании, участие в
соревнованиях, конкурсах и мероприятиях.
В МКУ СПК «ВИТЯЗЬ» организована образовательная деятельность по следующим
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам физкультурноспортивной направленности: «Самбо», «Киокусинкай», «Рукопашный бой». Эти виды спорта
являются достаточно популярными среди детей и их родителей в городском округе, а также
разработана программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Старт»,
имеющая подготовительную функцию к дальнейшему освоению программ по видам спорта.

7

Учреждение владеет закрепленными за ним на праве оперативного управления
имуществом (договор №11/оу-12 от 12.08.2012 г.) в том числе зданием МКУ СПК "ВИТЯЗЬ" и
земельным участком, расположенными по адресу г. Невьянск, ул. Ракетная, 21.
Кроме объектов, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, в
учебно-тренировочном процессе используются спортивные залы МАОУ СОШ №2, МБОУ
СОШ №3 НГО, МБОУ СОШ с. Аятское, МБОУ СОШ с. Быньги на основании договоров
безвозмездного пользования.
На данный момент МКУ СПК «ВИТЯЗЬ» - одна из самых востребованных площадок в
пространстве досуговых организаций города, где созданы условия для физического развития
детей и подростков, позволяющие им познакомиться с видом спорта и укрепить здоровье.

На 1 сентября 2020 года количество обучающихся составляет 462
человека. Всего на отделениях 29 групп, из них:
- 5 групп на отделении самбо (95 человека);
- 7 групп на отделении киокусинкай (99 человека);
- 6 групп на отделении рукопашного боя (95 человек);
- 10 групп на отделении «Старт»: физкультурно-оздоровительные
занятия для детей раннего возраста с элементами единоборств (147 человек);
- 1 группа «Старт. Киокусинкай»: физкультурно-оздоровительные
занятия для детей раннего возраста с элементами киокусинкай (26 человек).

Наблюдается не только ежегодный прирост количества занимающихся, но и
стабильность контингента (около 85% занимающихся продолжают занятия).
Стабильность сохранности контингента в 2016-2020 годах обеспечили следующие
факторы:
- высокий профессионализм тренерско-преподавательского состава;
- высокий уровень проведения учебно-тренировочных занятий;
- использование единого образовательного пространства;
- применение дифференцированного метода обучения;
- широкий спектр досуговой деятельности.
В клубе занимается более тридцати ребят из семей, имеющих социальные и
материальные трудности. По состоянию на 01.09.2020 на учете в ПДН МО МВД России
«Невьянский» и в ТКДНиЗП не состоит ни один из учащихся МКУ СПК «ВИТЯЗЬ».
Спортивно- массовая работа.
Одно из важнейших направлений МКУ СПК "ВИТЯЗЬ" - укрепление здоровья и
оздоровление детей, пропаганда здорового образа жизни. Традиционно проводятся
спортивно- массовые мероприятия, соревнования и турниры.
Ежегодно утверждается План участия МКУ СПК "ВИТЯЗЬ" в выездных
соревнованиях на год. Спортсмены клуба выезжают в среднем на 23 соревнования в год,
демонстрируя достойный уровень подготовки и спортивного мастерства.
Так же ежегодно утверждается Календарь спортивных мероприятий Невьянского

8

городского округа, МКУ СПК "ВИТЯЗЬ" выступает организатором 10 мероприятий по
видам единоборств.
Воспитанники клуба «ВИТЯЗЬ» принимают самое активное участие в программе
развития физической культуры и спорта в Невьянском городском округе. МКУ СПК
"ВИТЯЗЬ" систематически организует проведение спортивных мероприятий и соревнований,
как между воспитанниками клуба, так и проведение общегородских, районных и областных
мероприятий и открытых турниров с привлечением спортсменов других городов
Свердловской области.
Соревнования, ставшие традиционными на территории округа:
- Открытые лично-командные первенства Невьянского городского округа по борьбе самбо,
киокусинкай и комплексному единоборству;
- Военизированная спартакиада среди клубов и учебных заведений городского округа;
- Фестиваль боевых единоборств, посвященный Дню сотрудника органов внутренних дел;
- открытый турнир по атлетической гимнастике «Русский жим».
Статус областных соревнований имеют:
- турнир по самбо среди юношей, посвященный «Дню пограничных войск» (май);
- турнир по Комплексному Единоборству на Кубок Регионального отделения ДОСААФ
России Свердловской области среди молодежи (октябрь).
Большое внимание уделяется подготовке спортсменов высокой квалификации. С этой
целью постоянно повышается качество учебно-тренировочного процесса, ведется
надлежащий контроль за подготовкой и проведением учебно-тренировочных занятий,
дозировкой физической нагрузки на занятиях.
За 2016-2020 годы подготовлено спортсменов-разрядников:
2017год

2018 год

2019 год

2020 год

МСМК

–

-

–

-

МС

–

-

–

-

КМС
1 спортивный
разряд
2 спортивный
разряд
3 спортивный
разряд
Юношеские

–
1

1

–
-

-

2

2

2

2

-

1

-

4

23

8

9

1

Итого

6

26

12

11

4

Разряд, звание

2016 год

2
1
-

Воспитанники МКУ СПК "ВИТЯЗЬ" принимают активное участие в районных,
областных, первенствах России, всероссийских соревнованиях. Тренерами- преподавателями
были подготовлены победители и призеры соревнований различных уровней.
Ежегодно летом проводится две смены лагеря дневного пребывания, где
оздоровливается 60 воспитанников клуба. В лагере они активно отдыхают, участвуя в
различных конкурсах, соревнованиях, повышают свое спортивное мастерство.
Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации, Свердловской области, муниципальными нормативными правовыми
актами и настоящим Уставом на основе сочетания принципов единоначалия и
коллегиальности. Единоличным исполнительным органом Учреждения является
руководитель Учреждения, осуществляющий свою деятельность на основании трудового
договора, структура и содержание которого соответствуют
действующему
законодательству Российской Федерации. Порядок назначения руководителя Учреждения
определяется Учредителем.
В Учреждении формируются обязательные коллегиальные органы управления, к
которым относятся Общее собрание работников, Педагогический совет. В целях учета

9

мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам управления
Учреждением и при принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих
права и законные интересы обучающихся и их родителей (законных представителей), по
инициативе обучающихся и их родителей (законных представителей) в Учреждении
создаются Советы обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся
(далее по тексту Совет обучающихся и Совет родителей), порядок учета мнения которых
при принятии локальных актов определяется настоящим Уставом.
В учреждении работает сплоченный профессионально компетентный коллектив
педагогов, в котором каждый несёт ответственность за решение поставленных перед
коллективом задач.
На 01.09.2020 МКУ СПК «ВИТЯЗЬ» согласно тарификационному списку
укомплектован тренерами-преподавателями не полностью, есть 12 вакантных часов
педагогической нагрузки тренера-преподавателя (планируется принять на работу тренерапреподавателя по парашютному спорту).
На момент составления образовательной программы учебно-тренировочный процесс
осуществляют 9 тренеров-преподавателей (в том числе один в порядке внутреннего
совмещения должностей – директор и тренер-преподаватель по рукопашному бою и один –
внешний совместитель) и 2 инструктора-методиста.
На отделении самбо работает 3 тренера-преподавателя.
На отделении киокусинкай – 2 тренера-преподавателя.
На отделении рукопашного боя – 4 тренера-преподавателя.
На отделении «Старт» - работают те же педагогические работники.
Уровень образования педагогических кадров:
Высшее образование имеют 9 педагогов, начальное профессиональное – 1 педагог.
Высшую квалификационную категорию имеют 3 тренера-преподавателя (включая
директора). Первую квалификационную категорию имеют 5 педагогических работников.
3. Цели, задачи и направления деятельности МКУ СПК «ВИТЯЗЬ»
Основная цель деятельности – осуществление образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам.
Задачи деятельности:
1) удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в нравственном и
интеллектуальном развитии, в занятиях физической культурой и спортом;
2) формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья обучающихся;
3) обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
4) развитие и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
5) профессиональная ориентация обучающихся;
6) подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса, в том числе из
числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и
инвалидов;
7) социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;
8) формирование общей культуры обучающихся;
9) удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
Учреждение в соответствии с определённой целью и задачами осуществляет
следующие основные виды деятельности:

10

1) образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
программам, в том числе по адаптированным дополнительным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
2) деятельность спортивных объектов (деятельность объектов по организации и
проведению спортивных мероприятий на открытом воздухе или в помещении): залов для
единоборств; площадок для занятий легкой атлетикой.
Образовательная
деятельность,
осуществляемая
Учреждением,
подлежит
лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Кроме основных видов деятельности для достижения целей, указанных в Уставе,
Учреждение вправе осуществлять иные приносящие доход виды деятельности (работ, услуг):
1) услуги в сфере отдыха и развлечений;
2) услуги по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время;
3) привлечение добровольных имущественных взносов и пожертвований;
4) сдачу в аренду помещений, имущества;
5) утилизацию списанного имущества (сдачу металлолома);
6) сдачу макулатуры;
7) индивидуальные занятия с тренером (инструктором);
8) прокат спортивного инвентаря;
9) организацию и проведение спортивно-массовых мероприятий.
Приведённый перечень является исчерпывающим.
4. Особенности организации образовательного процесса
4.1. Организация и основные характеристики образовательного процесса в
Учреждении регламентируются законом «Об образовании в Российской Федерации»,
законом «Об образовании в Свердловской области», Приказами Минобрнауки РФ,
Приказами Минспорта России, СанПиН, Уставом Учреждения, а также другими нормативноправовыми документами.
Процесс обучения в Учреждении представляет собой специально организованную
деятельность педагогов и учащихся, направленную на развитие личности, её образование,
воспитание.
4.2. Учреждение организует работу в течение всего календарного года. Учебный год в
Учреждении начинается с 1 сентября и заканчивается не позднее 31 мая.
Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта проводятся в
соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 36 недель учебнотренировочных занятий, непосредственно в условиях Учреждения и дополнительно 3 недели
- в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным
планам учащихся на период их активного отдыха.
Учреждение работает в режиме 6-тидневной рабочей недели. Расписание занятий
составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся
администрацией Учреждения, по представлению тренеров-преподавателей с учетом
пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся
и возрастных особенностей учащихся. Начало занятий в Учреждении - не ранее 08.00 ч, а их
окончание - не позднее 20.00 ч.; для учащихся в возрасте 16-18 лет – не позднее 21.00 ч.
4.3. Комплектование МКУ СПК «ВИТЯЗЬ» на новый учебный год производится с 01
августа текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее
15 сентября текущего года. Дополнительный набор производится в течение года при наличии
свободных мест.
Прием в МКУ СПК "ВИТЯЗЬ" на обучение по образовательным программам
осуществляется по письменному заявлению родителей и (или) законных представителей
детей, не достигших 14 летнего возраста или личного заявления ребенка, достигшего 14
летнего возраста.

11

4.4. В Учреждение принимаются дети в возрасте от 5 до 17 лет. Допускается
дальнейшее обучение лиц старше 17 лет. Учащиеся, успешно проходящие спортивную
подготовку и выполняющие минимальные требования программы, до окончания освоения
данной программы на соответствующем этапе спортивной подготовки не могут быть
отчислены из Учреждения по возрастному критерию.
4.5. Учреждение ведет образовательный процесс на русском языке.
4.6. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом,
дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами и расписанием
занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми Учреждением самостоятельно.
4.7. В соответствии с классификацией этапов и периодов подготовки в Учреждении
реализуется обучение только на спортивно-оздоровительном этапе (весь период обучения
для дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта).
4.8. Образовательный процесс включает в себя теоретическое и практическое
обучение, воспитательную работу с учащимися. Занятия в объединениях могут проводиться
по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Формы организации тренировочного процесса:
- тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной с учетом
избранного вида спорта, возрастных и гендерных особенностей занимающихся;
- индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно учебным планам с
одним или несколькими занимающимися, объединенными для подготовки к выступлению на
спортивных соревнованиях в пару, группу или экипаж;
- самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам;
- тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
- промежуточная и итоговая аттестация учащихся.
Спортивные занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения
занятий по физическому воспитанию. Их эффективность в значительной степени зависит от
рациональной организации, обеспечивающей должную плотность занятий, выбора
оптимальной дозировки нагрузки, учета индивидуальных особенностей.
Основными формами учебно-тренировочных занятий являются: теоретические
занятия, просмотр учебных фильмов, групповые тренировочные занятия, тренировочные
занятия по индивидуальным планам, участие в спортивных соревнованиях, занятия в
спортивно-оздоровительном лагере и участие в учебно-тренировочных сборах.
Формы организации тренировочных занятий: групповая, индивидуальная,
фронтальная, самостоятельные занятий.
При групповой форме проведения спортивных занятий имеются хорошие условия для
создания соревновательного микроклимата в процессе занятий, взаимопомощи спортсменов
при выполнении упражнений.
При индивидуальной форме занимающиеся получают задание и выполняют его
самостоятельно, при этом сохраняются оптимальные условия для индивидуального
дозирования нагрузки, воспитания самостоятельности, творческого подхода к тренировке.
При фронтальной форме группа спортсменов одновременно выполняет одни и те же
упражнения. В этом случае тренер имеет возможность осуществлять общее руководство
группой и индивидуальный подход к каждому занимающемуся.
Одной из форм тренировочного процесса являются самостоятельные занятия:
утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по заданию тренера, который рекомендует
комплексы упражнений, последовательность их выполнения, необходимую литературу.
4.9. Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима
труда и отдыха учащихся администрацией Учреждения, по представлению тренеров-

12

преподавателей с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся.
Продолжительность занятий: для учащихся 5-7 лет – 1 занятие по 35 мин., для
учащихся 8 - 9 лет – 1 занятие по 45 мин. Для остальных учащихся - 2 занятия по 45 мин.
4.10. Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки
устанавливается дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой, с
кчетом вида деятельности, уровня подготовленности, года обучения, возраста
воспитанников, наличием условий и определяется санитарными нормами.
Допускается проведение тренировочных занятий одновременно с занимающимися из
разных групп. При этом необходимо соблюдать все перечисленные ниже условия:
- разница в уровне подготовки занимающихся не превышает двух спортивных
разрядов и (или) спортивных званий;
- не превышена единовременная пропускная способность спортивного сооружения;
- не превышен максимальный количественный состав объединенной группы – 30
человек.
4.11. Перевод учащихся (в том числе досрочно) в группу следующего года обучения
проводится решением педагогического совета на основании стажа занятий, выполнения
контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки в мае в конце
учебного года, а также заключения врача (медицинской комиссии).
В случае если учащийся не сдал контрольные нормативы в мае, ему предоставляется
возможность сдать их повторно в сентябре.
Учащиеся, победители и призеры Чемпионатов и Первенств России, по ходатайству
тренера-преподавателя и решению педагогического совета могут быть освобождены от сдачи
контрольно-переводных нормативов.
По письменному заявлению родителей (законных представителей) допускается
перевод ребенка из одного отделения на другое (в том числе разного профиля), исходя из его
способностей и склонностей к выбранному виду деятельности.
При необходимости МКУ СПК "ВИТЯЗЬ" имеет право осуществлять перевод
учащихся в течение учебного года:
-при вынужденном объединении учебных групп, связанном с низкой посещаемостью;
-при расформировании учебных групп, связанном с недостаточным финансированием
бюджета;
- в случае оформления передачи учащегося в другое образовательное учреждение
спортивной направленности, оформляемое документально.
4.12. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением учащегося из
Учреждения по следующим основаниям:
4.12.1. в связи с завершением обучения;
4.12.2. досрочно по основаниям, установленным действующим законодательством:
1) по инициативе учащегося или родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего учащегося, в том числе в случае перевода учащегося для продолжения
освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую
образовательную деятельность;
2) по инициативе Учреждения, в случае применения к учащемуся, достигшему
возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, а также в случае
установления нарушения порядка приема в Учреждение, повлекшего по вине учащегося его
незаконное зачисление в Учреждение;
3) по обстоятельствам, не зависящим от воли учащегося или родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего учащегося и Учреждения, в том числе в случае
ликвидации Учреждения.
4.13. Итоговая аттестация учащихся проводится при завершении обучения по
образовательной программе по результатам выполнения выпускных нормативов.

13

Выпускникам выдается свидетельство об окончании Учреждения и выдается зачетная
классификационная книжка спортсмена установленного образца.
4.14. Содержание и организационные формы базового физического воспитания детей
разработаны на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально–
активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся
условиях общественной жизни.
Обучение в Учреждении строится с учетом следующих основополагающих
принципов спортивной подготовки юных спортсменов:
Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебнотренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и
теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий,
педагогического и медицинского контроля).
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного
материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного
мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном
процессе
преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и
соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической
подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней
подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена вариативность программного
материала для практических занятий, характеризующегося разнообразием тренировочных
средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение
воспитателя (тренера–преподавателя) к воспитанникам как к ответственным субъектам
собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъектно–
субъектных отношениях.
Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на
научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, что учащихся
воспитывают сообразно их полу, возрасту и индивидуальным особенностям, формируя у них
ответственность за развитие самих себя.
Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление
воспитания средствами физической культуры и спорта, что позволяет учащимся расширить
сферу
общения.
Формировать
навыки
социальной
адаптации.
Интеграции,
индивидуализации, самореализации.
Принцип концентрации воспитания на развитие личности направлен на освоение
социокультурного опыта и свободное самоопределение в социальном окружении.
4.15. Планируемые результаты реализации программы:
- положительная динамика уровня подготовленности в технике и тактике в
соответствии с индивидуальными особенностями;
- динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств
учащихся, укрепление здоровья;
- освоение учащимися системы знаний в области физической культуры и спорта,
физиологии, биомеханики, гигиены;
- устойчивость интереса, мотивации к занятиям избранным видом спорта и к
здоровому образу жизни;
- сформированность нравственных, морально-волевых качеств личности, убеждений,
взглядов, идеалов.
5. Образовательные программы, реализуемые
в МКУ СПК «ВИТЯЗЬ»
Обучение детей ведётся в соответствии с дополнительными общеобразовательными
общеразвивающими программами физкультурно-спортивной направленности, которые
направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение

14

ими начальных знаний о физической культуре и спорте (физкультурно-оздоровительные
программы);
Образовательные программы, реализуемые в Учреждении, в соответствии с учебным
планом, разрабатываются тренерами-преподавателями на основе примерных, типовых
программ по видам спорта, рекомендованным Федеральным агентством по физической
культуре и спорту, министерством образования Российской Федерации, федеральными
стандартами спортивной подготовки по видам спорта.
Банк образовательных программ систематически обновляется и пополняется.
Образовательные программы разработаны педагогами в соответствии с требованиями
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором
образовательная программа определяется как комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в
случаях, предусмотренных федеральным законом, форм аттестации, который представлен в
виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и
методических материалов. Все программы содержат пояснительную записку, в которой
отражены ее отличительные особенности, возраст учащихся, участвующих в реализации
данной программы, сроки реализации, формы и режим занятий, ожидаемые результаты,
формы контроля и подведения итогов.
Реализуемые программы предполагают достижение комплексного результата:
предметного (знания, умения, навыки по конкретному виду деятельности) и личностного
(определённые свойства личности, позволяющие ребёнку достигать запланированных
рубежей, успешно взаимодействовать в социуме).
Образовательная программа
(количество часов в год)

За основу взята
программа:

1.Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа физкультурноспортивной направленности
«Самбо»
(216 ч/год)

Учебная программа для
ДЮСШ СДЮШОР,
утверждена Федеральным
агентством по физической
культуре и спорту в 2008
году.
Издательство «Советский
спорт», 2008 г.
Автор: Табаков С.Е.,
Елисеев С.В.
Образовательная
программа
дополнительного
образования (для
специализированных
детских групп,
учреждений
дополнительного
образования и
спортивных клубов)
Авторы-составители: Н.С.
Демченко, А.Г.Дорофеев,
А.Б.Качан, 2009 г.
Примерная программа
спортивной подготовки
для ДЮСШ, СДЮШОР,
М.: Советский спорт,
2004г. под редакцией
Акопян А.О., Долганов
Д.И., Королев Г.А.,
Найденов М.И., Супрунов

2. Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа физкультурноспортивной направленности
«Киокусинкай. Основная
ступень»
(216 ч/год)

3.Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа физкультурноспортивной направленности
«Рукопашный бой»
(216 ч/год)

Возраст
обучающихся
10-18

Срок
реализации
программ
7 лет

Вид
образовательной
программы
модифицированная

10-18

5 лет

модифицированная

10-18

7 лет

модифицированная

15
Е.П., Харитонов В.И.

5. Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа физкультурноспортивной направленности
«Старт» (физкультурнооздоровительные занятия с
детьми раннего возраста на
основе игрового метода с
элементами киокусинкай)
(108 ч/год)

6. Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа физкультурноспортивной направленности
«Старт» (физкультурнооздоровительные занятия с
детьми раннего возраста на
основе игрового метода с
элементами единоборств)
(108 ч/год)

Типовая программы
Головихина Е.В.
Образовательная
программа для УДО по
единоборствам
(тхэквондо, бокс,
киокусинкай, кекусинкай,
борьба, кикбоксинг) для
учащихся спортивнооздоровительных групп. –
Нижневартовск, 2010 –
50с.) и авторская
дополнительная
общеразвивающая
образовательная
разноуровневая
физкультурно-спортивной
направленности
программа
«Киокусинкай.
Подготовительная
ступень», Бельц В.Э.,
Сумина О.В., г. Томск.
Дзюдо. Программа.
Акопян А.О., Кащавцев
В.В., КлименкоТ.П.– М.;
Советский спорт. 2003
Образовательная
программа для УДО по
единоборствам
(тхэквондо, бокс, каратэ,
кекусинкай, борьба,
кикбоксинг) для
учащихся спортивнооздоровительных групп),
Головихин Е.В.

6-9 лет

4 года

модифицированная

6-9 лет

4 года

модифицированная

16

6.Материально-техническое оснащение реализуемых программ
N п/п

1
1.
Здание

Адрес (местоположение)
здания, строения, сооружения,
помещения
2
624192 Свердловская область,
г. Невьянск, ул. Ракетная, 21

Назначение оснащенных зданий, строений,
сооружений, помещений с указанием
площади (кв. м.)
3
Административные
помещения (3) – 51,1
кв. м.;
помещения для занятий физической
культурой и спортом (3) - 216,5 кв. м.;
санитарно-гигиенические помещения (4) –
16 кв. м.;
раздевалки (2) – 17,5 кв.м;
подсобные помещения (3) – 19,6 кв. м.;
другие (6) – 41,9 кв.м.

2.
Участок

624192 Свердловская область,
г. Невьянск, ул. Ракетная, 21

Оперативное
управление

Невьянский городской округ

3. спортивный
зал

624192, Свердловская область,
г. Невьянск,
ул. Самойлова, д. 4,
1 этаж,
624192, Свердловская область,
г. Невьянск,
ул. Красноармейская, д.13, 1
этаж,
624171, Свердловская область,
Невьянский район, с. Быньги,
ул. Мартьянова,д. 45, 1 этаж,
624183, Свердловская область,
Невьянский район, с. Аятское,
ул. Калинина, д.5, 1 этаж

Участок под зданием -361,9 кв.м ,
открытая площадка для занятий физической
культурой и спортом - 2388 кв.м;
хозяйственная зона – 820,1 кв.м.
помещение под литером А4 по поэтажному
плану – 147 кв.м.

безвозмездное
пользование

помещение № 34 по поэтажному плану –
173 кв.м

безвозмездное
пользование

помещение № 47 по поэтажному плану –
141,7 кв.м

безвозмездное
пользование

помещение № 6 по поэтажному плану- 141,
5 кв.м.

безвозмездное
пользование

муниципальное
автономное
общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная
школа
№
2
Невьянского городского округа
муниципальное
бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная
школа
№
3
Невьянского городского округа
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа села Быньги
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа села Аятское

4. спортивный
зал
5. спортивный
зал
6. спортивный
зал

Собственность или
иное вещное право
4
Оперативное
управление

Полное наименование собственника
(арендодателя, ссудодателя) объекта
недвижимого имущества
5
Невьянский городской округ

Оснащенность спортивным инвентарем соответствует требованиям, прописанным в дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программах, разработанных тренерами-преподавателями.

17

7. Учебный план
В МКУ СПК «ВИТЯЗЬ» культивируется 3 вида спорта (самбо, рукопашный бой и
киокусинкай), которые являются достаточно популярными среди детей и их родителей в
городском округе, а также разработана программа для детей дошкольного и младшего
школьного возраста «Старт», имеющая подготовительную функцию к дальнейшему
освоению программ по видам спорта.
Учебный план отражает образовательную деятельность, основанную на социальном
заказе детей и родителей, учитывающую интересы и индивидуальные особенности детей. В
учебном плане учтена недопустимость перегрузок учащихся, а также особенности развития
детей разного возраста, принцип непрерывного образования.
Учебный план разрабатывается из расчета 36 недель занятий непосредственно в
условиях Учреждения, и дополнительно 3 недели – в условиях спортивно-оздоровительного
лагеря и(или) по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха. По
годам обучения меняется соотношение времени на различные виды подготовки. Повышается
удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную физическую, тактическую и
психологическую подготовку.
При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями
обучения и учебно-тренировочными группами. Уровень учебной недельной нагрузки на
обучающегося не превышает предельно допустимого.
Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам
обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами каждого года обучения.
Все дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в
Учреждении реализуются только на спортивно-оздоровительном этапе. Учебнотренировочный процесс осуществляется при недельной нагрузке – 6 часов (3 ч/нед. для
программы «Старт»), направлен на укрепление здоровья и гармоничное развитие всех
органов и систем организма детей, формирование стойкого интереса к занятиям спортом
вообще, овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических
упражнений и воспитание трудолюбия, развитие физических качеств, достижение
физического совершенства, высокого уровня здоровья и работоспособности.
СОГ
охватывают все культивируемые виды спорта. Занятия в группах СОГ позволяют привлекать
в учреждение разновозрастной контингент детей, решать вопросы массовости, набора и
отбора учащихся, популяризировать здоровый образ жизни.
Задачи спортивно-оздоровительного этапа:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий
различными видами спорта;
- привитие стойкого интереса к занятиям спортом;
- овладение основами техники выполнения физических упражнений.
Для каждого года обучения определены допустимые объемы тренировочных нагрузок
по основным видам подготовки, варианты построения годичного тренировочного цикла с
учетом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности учащихся.
Каждый год обучения предусматривает решение конкретных задач теоретической,
физической, технической подготовки и формирования у учащихся правильных установок в
отношении гигиены и поведения в обществе.
Основные виды содержания спортивной подготовки
1. Физическая подготовка включает:
- Общую физическую подготовку (ОФП), направленную на повышение общей
работоспособоности;
- Специальную физическую подготовку (СФП), направленную на развитие
специальных физических качеств.

18

2. Техническая подготовка включает базовые упражнения, специальные,
вспомогательные, характерные для данного спортивного направления.
3. Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций. Учебный материал
распределяется на весь период обучения, учитывая возраст занимающихся и излагается в
доступной для них форме. Может осуществляться в ходе практических занятий и
самостоятельно.
4. Психологическая подготовка предусматривает формирование личности
спортсмена и межличностных отношений, развитие интеллекта, психологических функций и
психомоторных качеств.
5. Инструкторско-судейская практика. Одной из задач учреждения является
подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструкторов и участие в организации и
проведении спортивных соревнований в качестве судьи. Решение этих задач осуществляется
на УТ этапе. Занятия проводятся в форме бесед, семинаров, самостоятельного изучения
литературы, практических занятий.
6. Контрольно-нормативные мероприятия проводятся в целях объективного
определения перспективности спортсменов и своевременного выявления недостатков в их
подготовке. Проводится регулярное тестирование и заносится в протокол.
7. Соревнования. Проводятся в соответствии с календарем спортивно-массовых
мероприятий.
8. Восстановительные
мероприятия
используются
для
восстановления
работоспособности учащихся. Используется широкий круг средств и мероприятий
педагогических, гигиенических и психологических с учетом возраста, спортивного стажа,
квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.
9. Медицинское обследование. Проводится вне сетки часов. В задачи контроля
входят: диагностики спортивной пригодности ребенка; оценка его перспективности,
оказание первой доврачебной помощи.

19
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МКУ СПК "ВИТЯЗЬ"
Ступень
№
п/п
Физкультурноспортивная направленность
самбо
1.

2.

возраст учащихся (лет)
учебных часов в неделю
учебных часов в год
Рукопашный бой
возраст учащихся (лет)
учебных часов в неделю
учебных часов в год

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

6 год

7 год

10-11
6
216

11-12
6
216

12-13
6
216

13-14
6
216

14-15
6
216

15-16
6
216

16-17
6
216

10-11
6
216

11-12
6
216

12-13
6
216

13-14
6
216

14-15
6
216

15-16
6
216

16-17
6
216

10-11

11-12

12-13

13-14

14-15

6
216

6
216

6
216

6
216

6
216

киокусинкай
2.

3.

возраст учащихся (лет)
учебных часов в неделю
учебных часов в год
Старт
(с элементами киокусинкай/единоборств)
возраст учащихся (лет)
учебных часов в неделю
учебных часов в год

6-7

7-8

8-9

9-10

3
108

3
108

3
108

3
108

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности Самбо (для СОГ 1-7)
Содержание занятия
Теоретическая подготовка
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Технико-тактическая подготовка
Промежуточная и итоговая аттестация
Участие в соревнованиях
Инструкторская практика
Восстановительные мероприятия
ИТОГО

1 год
9
88
65
48
4
2
216

2 год
9
92
63
42
4
6
216

3 год
9
83
65
49
4
6
216

4 год
9
74
72
48
4
9
216

5 год
9
61
69
50
6
12
9
216

6 год
9
61
72
47
6
12
9
216

7 год
9
56
74
48
6
12
2
9
216

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности Киокусинкай. Основная ступень. (для СОГ 1-5)
Содержание занятий

Теоретическая подготовка
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Технико-тактическая подготовка
Участие в спортивных мероприятиях
Промежуточная и итоговая аттестация
Итого часов

1 год

2 год

3 год

4 год

9
79
52
70
2
4
216

9
72
54
71
6
4
216

9
64
59
72
8
4
216

9
57
64
74
8
4
216

5 год
9
49
65
79
10
4

216

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности «Старт. Единоборства» (для СОГ 1-4)
№
Разделы и темы
Количество часов по годам
обучения
СОГ- СОГ- СОГ- СОГ-4
1
2
3
1. Теоретическая подготовка
4
4
4
4
2. Общая физическая подготовка
30
27
25
25
3. Подвижные игры*
26
26
24
20
4. Специальная физическая подготовка
16
16
16
16
5. Акробатика**
15
15
19
19
6. Технико-тактическая подготовка
6
9
9
9
7. Самостраховка***
9
9
9
9
8. Психологическая подготовка
2
9. Участие в соревнованиях
10. Промежуточная и итоговая аттестация
ИТОГО

2
108

2
108

2
108

2
2
108

* - Подвижные игры выделены отдельной строкой из из-за особой роли в развитии навыков и умений
у занимающихся.
** - Акробатическая подготовка вынесена из СФП как отдельный элемент.
*** - Самостраховка как часть технической подготовки имеет определённую цель — безопасность
занимающихся.

21
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности «Старт. Киокусинкай» (для СОГ 1-4)
Содержание занятия
1. Теоретическая подготовка
2. Общая физическая подготовка
3. Подвижные игры
4. Специальная физическая подготовка
5. Акробатика
6. Технико-тактическая подготовка
7. Самостраховка
8. Психологическая подготовка
9. Участие в соревнованиях
10. Промежуточная и итоговая аттестация
ИТОГО

1 год
4
31
26
16
15
5
9

2
108

2 год
4
31
25
15
14
8
9

3 год
4
29
23
16
14
9
9

2
108

2
2
108

4 год
4
26
22
17
14
10
9
2
2
2
108

8.Воспитательная работа
МКУ СПК «ВИТЯЗЬ» в своей воспитательной работе с детьми ориентируется на
военно-патриотическое воспитание, придерживаясь логики во взаимосвязи физкультурноспортивного воспитания спортсмена-борца и военно-патриотического воспитания
гражданина-патриота.
Современные условия жизни предъявляют высокие требования к уровню физического
развития, работоспособности и защитным свойствам организма. Единоборства, являясь
одним из древнейших видов спорта, синтезировали в себе многообразные естественные
физические движения, сформировавшиеся в процессе исторического развития общества.
На протяжении веков в них интегрировался опыт человеческого противоборства. Во все
времена и у всех народов содержание борьбы служило одним из самых эффективных средств
связи физического воспитания с военным обучением выживанию и применялось в целях
формирования сильного, ловкого и смелого человека, способного защитить себя и своих
близких.
За годы работы в клубе сложились свои традиции. Помимо выездов на соревнования
различного уровня, клуб принимает участие и в других мероприятиях.
Ежегодно составляется План воспитательных мероприятий МКУ СПК «ВИТЯЗЬ»,
кроме того, у каждого тренера-преподавателя имеется индивидуальный план воспитательной
работы в группах. Эти планы включают досуговые и тематические воспитательные
мероприятия с привлечением к участию родителей воспитанников, специалистов по
тематике мероприятия, представителей общественных организаций и др.
Педагогическая целесообразность данного направления воспитательной работы
заключается в необходимости воспитания личностных качеств, способных преобразовать
духовность окружающего мира, защитить человека от дурных поступков, помыслов и
деяний, подготовить молодых людей к службе в армии.
Цель военно-патриотического воспитания в МКУ СПК «ВИТЯЗЬ» – воспитать и
сформировать активную гражданскую позицию учащихся в процессе физического, духовнонравственного и интеллектуального развития.
Задачи военно-патриотического воспитания в МКУ СПК «ВИТЯЗЬ»
а) Обучающие:
- дать представление о воинском труде и его значении в жизни государства;
- дать знания в области военной истории России, Уставов Вооруженных Сил, строевой,
огневой и других видов военной подготовки;
- дать навыки туристической подготовки, оказания первой доврачебной помощи, правилам
ориентирования на местности в различных условиях;

22

- ознакомить с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей,
явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с
обязанностями гражданина
б) Развивающие:
- развить познавательную активность;
- развить двигательные навыки, координацию движений;
- развить дисциплинированность, ответственность, стремление к лидерству;
 развить чувство товарищества и взаимовыручки.
в) Воспитательные:
- воспитать целеустремлённость, активность в достижении намеченных целей;
- воспитать уважение к армии и вооруженным силам;
- сформировать потребность в здоровом образе жизни;
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека: представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе
субъекта Российской Федерации; элементарные представления о национальных героях и
важнейших событиях истории России и её народов;
любовь к образовательному
учреждению, городу, народу, России; уважение к защитникам Родины; умение отвечать за
свои поступки.
Формы реализации военно-патриотического воспитания в МКУ СПК «ВИТЯЗЬ»:
- проведение мероприятий патриотической направленности (согласно плану основных
мероприятий);
- организация и проведение экскурсий в музеи округа и области;
- проведение встреч с ветеранами войн;
- участие в торжественных городских гражданско-патриотических мероприятиях и
праздниках.
В результате осуществления мероприятий по военно-патриотическому воспитанию
ожидается:
- вовлечение значительного числа учащихся в организованный отдых и общественно
– полезную деятельность;
- активизация работы по борьбе с вредными привычками в среде молодежи,
приобщение к здоровому образу жизни;
- повышение духовно – нравственного и физического потенциала учащихся,
готовности к выполнению гражданских обязанностей;
- получение практических навыков по начальной военной подготовке;
- достижение нормативных требований по физической и огневой подготовке;
- воспитание чувства собственного достоинства, умения владеть эмоциями, развитие
способности к анализу и принятию верных решений;
- воспитание чувства гордости и ответственности за Отечество, любви и уважения к
ветеранам войны, труда, Российской Армии;
- воспитанники освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни,
принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к
действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
9. Модель выпускника МКУ СПК «ВИТЯЗЬ»
Модель выпускника подразумевает предполагаемый результат совместной
деятельности учреждения и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных
качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник МКУ СПК «ВИТЯЗЬ».
В результате прохождения избранной программы ожидаются следующие результаты:
- укрепление и сохранение здоровья у учащихся, корректировка недостков их
физического развития;
- сформированность устойчивого интереса и мотивации к систематическим занятиям
спортом и здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий;

23

- развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости),
повышение уровня физической подготовленности;
- овладение основами техники избранного вида спорта, формирование специальных
способностей для успешного овладения техникой и тактикой избранного вида спорта,
успешного участия в соревнованиях различного ранга;
- активизация познавательных функции в сфере физической культуры,
здоровьесберегющих технологий;
- сформированность положительных черт характера, нравственных и волевых качеств
(настойчивости, самостоятельности, смелости, честности, взаимопомощи, трудолюбия),
воспитание ответственность и профессионального самоопределения.
- сформированность в эмоционально-ценностных отношениях:
отношение к себе:
 реализация личных потребностей и интересов на основе соблюдения норм и
правил, регулирующих социальную активность человека в различных видах деятельности;
 объективная оценка возможности реализации своих потребностей в конкретной
жизненной ситуации;
 значимость собственной личности при взаимодействии с другими людьми;
 потребность в самореализации, самоутверждении;
 ценность успеха как условия соединения индивидуальных интересов и
общественных потребностей.
отношение к другим:
 уважительное отношение к индивидуальным особенностям каждого;
отношение к миру:
 ценность активной позиции в решении актуальных проблем современной
общественной жизни.
Выпускник должен знать:
- теоретические основы по физическому воспитанию; спортивную терминологию;
- алгоритм выполнения упражнений; правила действий по выбранному виду спорта;
- правила и способы ведения здорового образа жизни;
- основы медицинских знаний и способы оказания первой помощи;
- правила поведения в социуме.
Выпускник должен уметь:
- организовывать свою деятельность в соответствии с принципами здорового образа
жизни;
- развивать и совершенствовать общие и специальные физические качества;
- правильно выполнять действия по выбранному виду спорта.
Подготовка: знания, умения, навыки, сформированные согласно избранному виду
спорта; знания и навыки судейства.
Качества: способность к самосовершенствованию; инициативность; мобильность;
коммуникабельность; ответственность.
Опыт: участие в соревнованиях различного уровня.
Прогнозируемый результат: профессиональное самоопределение; поступление в
училище олимпийского резерва, в колледжи или ВУЗы на спортивные факультеты, служба в
армии, в силовых структурах.
10. Показатели реализации образовательной программы
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
общеравивающей программы заключаются в проверке и оценке знаний, умений, навыков
учащихся на этапах:
- предварительном (каковы исходные знания, умения и навыки детей, пришедших в
объединение);
- текущем (контрольные нормативы по ОФП, СФП);

24

- итоговом (практические навыки участия в соревнованиях, показательные
выступления, уровень технико-тактической подготовки).
Основными показателями реализации образовательной программы являются:
Объект контроля
Предмет контроля
Периодичность контроля
Спортивно-оздоровительные Тестирование по ОФП, СФП Декабрь,май
группы
Сохранность контингента
Сентябрь,декабрь,май
Посещаемость учащихся
Сентябрь, декабрь, март, май
Контрольные нормативы по ОФП и СФП
Цель контрольного тестирования: измерение и оценка различных показателей по общей
физической и специальной подготовке учащихся для оценки эффективности спортивной
тренировки и перевода учащихся на следующий год обучения.
Оценка показателей общей физической подготовленности и специальной подготовки
проводится в соответствии с контрольно-переводными нормативами по видам спорта и в
соответствии с периодом обучения на основе примерных программ спортивной подготовки
для детско-юношеских спортивных школ.
Контрольно-переводные нормативы принимаются два раза в год: в середине года
(декабрь) и в конце года (апрель, май), результаты заносятся в протокол и обсуждаются на
педагогическом совете.
Контрольно-переводные нормативы принимаются тренером-преподавателем.
Учащиеся переводятся на следующий этап обучения при условии выполнения
контрольно-переводных нормативов от 60 до 100 % по ОФП и СФП.
Перевод учащихся (в том числе досрочно) в группу следующего года проводится
решением педагогического совета на основании выполнения контрольных нормативов
общей и специальной физической подготовки.
Учащиеся, успешно сдавшие контрольно-переводные нормативы приказом директора
переводятся на следующий год обучения.
Система нормативов последовательно охватывает весь период обучения. Состав
нормативов изменяется в зависимости от этапа обучения. Для СОГ нормативы носят
главным образом контролирующий характер.
Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы является участие в показательных выступлениях (групповая
композиция с демонстрацией элементов, изучаемого вида спорта) и участие в соревнованиях.
11.Методическое обеспечение образовательного процесса
Методическим обеспечением выполнения образовательной программы МКУ СПК
"ВИТЯЗЬ" занимается инструктор-методист и заместитель директора по общим вопросам .
Целью методической работы является создание условий для повышения
педагогической компетентности педагогических работников в соответствии с
государственной политикой Российской Федерации в области образования.
Методическая работа осуществляется в следующих направлениях:
- мониторинг образовательных потребностей обучающихся и родителей;
- совершенствование нормативно-правовой базы учреждения в соответствии с
изменениями в законодательстве;
- методическая помощь педагогам в совершенствовании образовательных программ
и подготовке их к лицензированию;
- разработка и проведение цикла семинаров по вопросам аттестации, внедрения
педагогических технологий, проведения мониторинга и др. для педагогов;
- организация работы по созданию программы развития учреждения (Дорожной
карты);
- проведение консультаций для педагогов;
- разработка методических рекомендаций;

25

- формирование информационно-методического банка по различным направлениям
деятельности;
- методическая поддержка педагогов в конкурсных мероприятиях различного уровня;
-психолого-педагогическая поддержка образовательного процесса;
- - повышение эффективности работы сайта учреждения в части повышения
профессиональной компетентности педагогов;
- расширение сотрудничества с социальными партнерами.
Методическое обеспечение образовательного процесса осуществляется на уровнях:
а) научно-педагогической помощи: разработка и внедрение дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
физкультурно-спортивной
направленности. Участие в семинарах для тренеров-преподавателей по видам спорта с целью
изучения передовых и представления собственных разработок по различным направлениям
видов спорта.
б) консультативно-методической помощи: проведение педагогических советов в
рамках учреждения. Методические семинары и консультации с привлечением учителей
физической культуры общеобразовательных школ. Организация и проведение
муниципальных спартакиад школьников. Организация и проведение районных, областных
соревнований. Аттестация педагогических работников.
в) повышение квалификации: изучение передового опыта работы в области спорта и
физической культуры. Участие в соревнованиях регионального, всероссийского уровней, и в
их судействе. Участие в районных, областных конкурсах и семинарах, семинарах и курсах по
судейству соревнований. Обеспечение современной методической литературой. Изучение
правил соревнований и изменений в них. Самовыдвижение на присвоение
квалификационной категории. Самообразование. Участие в конкурсах учреждений
дополнительного образования.
Обучение по программе строится на основе следующих методических положений:
- единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств,
методов, принципов подготовки для всех возрастных групп;
- неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение
между которыми постепенно изменяется к увеличению объема специальной подготовки;
- строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и
соревновательных нагрузок;
- преимущественная направленность тренировочного процесса определяется с учетом
периодов развития физических качеств.
МКУ СПК "ВИТЯЗЬ" имеет своем распоряжении:
- методические разработки к образовательным программам;
- методические пособия и рекомендации по организации учебно-тренировочного
процесса и другим вопросам, связанным с педагогикой и психологией;
- наглядные и дидактические материалы (плакаты, репродукции, фото-материалы,
таблицы, схемы, карты и др., карточки раздаточного материала, аудио- и видео-материалы) и
т.п.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».